Подход к модернизации наследственного права должен быть взвешенным — эксперты

Подход к модернизации наследственного права должен быть взвешенным — эксперты

Идея модернизации наследственного права обсуждается в России с 2015 года. Тогда был внесен законопроект, предлагающий существенные нововведения. После доработки в нем сохранились три ключевые новеллы: введение институтов частного наследственного фонда, наследственного договора и совместных завещаний.

Именно эти гипотетические изменения и стали главной темой дискуссионной сессии, прошедшей в рамках VII Петербургского международного юридического форума. В мероприятии участвовали ведущие эксперты научного и юридического сообщества, представители международных нотариальных институтов, представители российского нотариата, который играет центральную роль в существующей системе наследственного права и выступает ее ключевым правоприменителем.


Модератором мероприятия был председатель Комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Спикерами — президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, президент Европейского института нотариальных исследований Лоран Бессо, представитель Высшего Совета нотариата Франции Александр Лафаж, вице-президент Федеральной палаты нотариусов Германии Ричард Бок и заведующий кафедрой гражданского права Уральского государственного юридического университета Бронислав Гонгало.


Президент ФНП Константин Корсик отметил, что законопроект требует обсуждения, и поблагодарил законодателей за то, что позиция правоприменителей была услышана при составлении новой версии документа.


Корсик согласился с необходимостью создания такой формы юридического лица, как наследственный фонд. «Подобный институт дает шанс сохранить бизнес и обеспечить функционирование предприятий в случае смерти владельца. Безусловно, бизнес-активы — особый вид наследуемого имущества, который требует постоянного контроля и грамотного управления. Кроме того, заранее зафиксированные собственником условия управления таким имуществом могут помочь решить многие спорные вопросы: кто будет управлять бизнесом, в каком порядке и кому будут распределяться доходы от деятельности фирмы», — говорится на сайте ФНП.


Ричард Бок рассказал об опыте использования совместного завещания в Германии. Он считает, что стоит внимательно отнестись к деталям составления подобных документов — например, в вопросах перераспределения наследства одним супругом после смерти другого. «Совместное завещание должно принимать во внимание самые разные сценарии. Большинство людей не очень хорошо умеют предсказывать ситуации. Многие супруги исходят из того, что они умрут в один день, что происходит в редчайших случаях. Законодатель должен четко оговаривать, какие положения должны быть обязательными в контрактах, и такие договоры должны заключаться у нотариусов», — сказал он.


Что касается наследственного договора, то эксперты пока не видят в нем нужды — те же правоотношения можно урегулировать в рамках завещания. В целом, имеющийся сегодня в российской правовой системе инструментарий позволяет выразить волю наследодателя даже в самых сложных случаях.


Другие участники конференции также отметили необходимость доработки законопроекта.